Как проанализировать отчет о движении денежных средств

В течение последнего года американские экономические политики были сосредоточены исключительно на достижении так называемой мягкой посадки, которая снижает инфляцию без рецессии. Теперь новая команда пилотов рассматривает возможность корректировки курса, которая, по их собственному признанию, может склонить экономику к жесткой посадке.
Президент Трамп и его старшие советники в последние дни демонстрировали безразличие к растущим рискам того, что торговая неопределенность охлаждает инвестиции частного сектора. Они утверждали, что может потребоваться «детокс» в расходах и найме, что падение стоимости акций не вызывает большого беспокойства, и что инфляция может вырасти в краткосрочной перспективе.

В интервью, которое транслировалось в воскресенье на Fox News, Трамп обошел вопрос о том, может ли впереди рецессия. «Существует переходный период, потому что то, что мы делаем, очень масштабно», — сказал он. «То, что мне нужно сделать, — это построить сильную страну. Вы не можете по-настоящему следить за фондовым рынком».

Получив возможность объяснить эти комментарии позднее в воскресенье, Трамп вместо этого удвоил свои усилия в замечаниях репортерам на борту Air Force One тем вечером. «Тарифы станут величайшим делом, которое мы когда-либо делали как страна. Они снова сделают нашу страну богатой», — сказал он.
Комментарии взбудоражили фондовые рынки в понедельник. Dow Jones Industrial Average упал на 890 пунктов, снизившись на 2,1%. S&P 500 упал на 2,7%, а технологический Nasdaq упал на 4%, что стало самым большим падением с 2022 года. Все три основных индекса сейчас ниже своих уровней, зафиксированных в день выборов в ноябре прошлого года.

Delta Air Lines заявила, что внутренний спрос ослаб, когда она сократила свои прибыли и прогнозы по выручке за первый квартал после закрытия рынков в понедельник. Компания увидела «довольно существенный сдвиг» в настроениях в феврале, и «потребительские расходы начали замедляться», сказал генеральный директор Эд Бастиан на CNBC.
Деловые поездки также смягчились. «Там, где люди просто не совсем уверены в том, что произойдет, компании отступают», — сказал он.

В последние дни советники, включая министра торговли Говарда Лютника, предупреждали, что тарифы могут вызвать единовременный рост цен. Министр финансов Скотт Бессент предположил, что экономике США может потребоваться перезагрузка после многих лет роста, поддерживаемого федеральными расходами и растущими ценами на активы. «Посмотрим, будет ли боль», — сказал он в пятницу на CNBC.
Конечно, Трамп унаследовал экономику с устойчивым ростом и высокими фондовыми рынками, но уязвимыми местами из-за замороженного жилищного сектора и охлаждающегося рынка труда. Инвесторы начали год безразличными к этим пятнам, поскольку ожидали, что новая администрация сосредоточится на ускорении роста. Акции взлетели после избрания Трампа в ноябре, поскольку инвесторы ожидали бычьего коктейля из налоговых льгот и дерегулирования, как это произошло в его первый год на посту президента в 2017 году.

«Люди могли видеть только хорошую сторону того, что Трамп обещал сделать. Это в основном испарилось, и теперь мы снова наблюдаем рецессию», — сказал Дарио Перкинс, экономист GlobalData TS Lombard в Лондоне.

Аналитики посчитали изменение тона президента и его советников в последние дни особенно знаменательным. Первоначально администрация, казалось, сосредоточилась на том, чтобы преуменьшить риски более высокой доходности государственных облигаций из-за скачка инфляции или заранее обвинить уходящую администрацию Байдена в любых опасениях по поводу роста.

«В пятницу я бы сказал, что, по моему мнению, администрация обеспокоена тем, что ее политика действительно замедляет экономику, и они пытаются заложить основу для утверждения о том, что им досталась слабеющая экономика», — сказал Майкл Стрейн, руководитель отдела исследований экономической политики в правоориентированном Американском институте предпринимательства.

Более поздние комментарии, похоже, пошли еще дальше.
«Сейчас почти есть ощущение, что если что-то пойдет не так в экономике, то это нормально», — сказал Перкинс. «Это заставляет людей нервничать, потому что если вы доходите до точки, когда толкаете экономику в рецессию, нет никаких гарантий, что это быстро пройдет».

Рыночная экономика, как правило, приходит в свое собственное равновесие. Увеличение расходов и найма поддерживает еще большие расходы и найм, пока какое-либо внешнее событие — война, шок от цен на нефть или значительное увеличение расходов по займам — не собьет экономику с пути, создавая отрицательную обратную связь.
Экономисты JPMorgan Chase заявили в понедельник, что риск рецессии вырос с 30% до 40% из-за «экстремальной политики США». Goldman Sachs, который в последние годы неизменно прогнозировал рост выше консенсуса, теперь заявил, что ожидает более слабого роста, чем остальная часть Уолл-стрит. Его экономисты повысили свои 12-месячные шансы рецессии с 15% до 20%.

«Мы по-прежнему считаем, что это скорее страх роста, чем рецессия», — сказал Джордж Матейо, главный инвестиционный директор Key Private Bank. «Это во многом рукотворная ситуация».

Администрация застала Вашингтон и Уолл-стрит врасплох в последние недели, предприняв двойную атаку по сокращению федеральной рабочей силы и пригрозив введением огромных тарифов для своих крупнейших торговых партнеров. Трамп уже ввел значительное повышение тарифов для Китая, затронув ряд товаров, таких как бытовая электроника и одежда, которые были освобождены от уплаты шесть лет назад.

«Администрация, похоже, пытается проверить границы готовности экономики терпеть рост тарифов. И она не совсем понимает, где находятся эти границы», — сказал Стрейн.
По его словам, сложность прогнозирования возможных изменений цен на импортные товары означает, что инвестиционные расходы могут «полностью остановиться в первом квартале».

Рисков предостаточно. Например, усилия по сокращению федеральной рабочей силы без устойчивого роста безработицы могут рассчитывать на то, что частный сектор поглотит этих работников. Но готовы ли частные предприятия сделать это, если они не знают, насколько вырастут тарифы на импортируемые ими товары и материалы? Администрация Трампа, проводя несколько политических экспериментов одновременно, рискует разрушить хрупкое равновесие «медленно нанимают, медленно увольняют», которое определило постпандемическую экономику.
Стрейн сказал, что он обеспокоен влиянием на потребительские расходы встревоженных работников — тех, кто напрямую работает на федеральное правительство, и миллионов других, чьи предприятия зависят от федерального финансирования или контрактов, — которые отказываются от закупок. Гарвардский университет объявил о заморозке найма в понедельник.
Конечно, правительство США в прошлом проводило существенные фискальные сокращения. Федеральная рабочая сила сократилась более чем на 10% между 1992 и 1998 годами. Но устойчиво растущая экономика позволила этому произойти без каких-либо существенных потрясений.

В ноябре доля домохозяйств, ожидавших улучшения своего финансового положения в следующем году, достигла 4,5-летнего максимума, согласно опросу потребителей, проведенному Федеральным резервным банком Нью-Йорка. Тот же опрос, опубликованный в понедельник, показал самое большое ежемесячное падение финансовых настроений домохозяйств в прошлом месяце с 2023 года. Ожидания относительно предполагаемой вероятности пропустить выплату долга выросли до самого высокого уровня с апреля 2020 года.
Некоторые аналитики предупредили, что послания Трампа могут вместо этого отражать стратегические усилия по улучшению переговорной позиции страны с торговыми партнерами и по принуждению инвесторов в облигации и Федеральный резерв сохранять предвзятость в отношении снижения ставок. Импульсивное поведение Трампа в торговле и безопасности уже побудило власти Китая и Европы предпринять шаги по увеличению расходов на экономическое стимулирование и оборону.
Аналитики говорят, что последние две недели были полезны для перенастройки ожиданий на Уолл-стрит, показав, что Трамп вряд ли изменит курс на основе распродажи рынка.
«Он всем своим поведением говорит нам, что он не шутит. Что касается тарифов, он верит в это всем своим существом», — сказал Энди Лаперьер, глава отдела исследований политики США в Piper Sandler.

Лаперьер сослался на анекдот, рассказанный в книге Боба Вудворда 2018 года о том, как экономическая команда Трампа работала за кулисами, чтобы сгладить острые углы его более агрессивной торговой позиции.

«Нет никакого Гэри Кона, который выбросил бы меморандум Питера Наварро в мусорное ведро. Люди, которые там находятся, смирились с тем, что он будет делать то, что захочет с тарифами», — сказал он.

Руководители предприятий заявили, что они были бы более спокойны с более высокими, чем ожидалось, пошлинами, если бы они хотя бы имели уверенность в окончательных планах администрации.

В интервью в воскресенье Трамп высмеял это стремление к ясности, предположив, что «тарифы могут вырасти со временем». На утверждение, что его ответ не поможет развеять опасения бизнеса, Трамп ответил нападками на транснациональные компании: «В течение многих лет крупные глобалисты обдирали Соединенные Штаты».
Лаперьер сказал, что инвесторы были правы, беспокоясь, что политика может скатиться в сторону хаоса, а не умеренности, если рост действительно пострадает. «Вместо того, чтобы слабая экономика заставила Трампа пересмотреть свою политическую повестку, гораздо более вероятно, что это заставит Трампа рассмотреть другие меры, которые разрушительны для экономики», такие как более агрессивные усилия, чтобы бросить вызов ФРС, чтобы снизить процентные ставки, сказал он.

Поскольку тарифы, скорее всего, приведут к росту цен, по крайней мере в краткосрочной перспективе, должностные лица ФРС, вероятно, будут действовать медленнее, чтобы защитить экономику от потенциальных угроз росту, чем в прошлом году, когда процентные ставки были выше, а инфляция неуклонно снижалась.

«Нельзя быть уверенным, что ответные меры денежно-кредитной политики будут приняты достаточно быстро, чтобы разорвать потенциальный цикл обратной связи. Вот в чем здесь проблема», — сказал Перкинс.

Вот так малые, мистер Трамп что хочет то и делает, посмотрим что будет, но истина в том, что пока течет кровь надо смотреть на рынок.